Подпишись, а то пропустишь самое интересное!
24Мар

Почему закрываются коворкинг офисы?

Автор: OfficeShare

Каковы причины закрытия коворкинг офисов на территории СНГ?
Давайте разберемся, узнаем ответы из первоисточников.

Получены официальные комментарии от создателей Киевского коворкинг офиса Вулык и New Level Санкт-Петербург.

Вулык, DadyUA:

Да, действительно «Вулыка» с нами больше нет. Мы очень грустим по этому поводу до сих пор.
Однако в том формате, в котором он был создан, и учитывая ситуацию в стране — он был обречен на такую печальную участь.

Официальная причина закрытия — отсутствие экономической выгоды. При полном заполнении «Вулык» мог лишь полностью самоокупаться, при этом требовал весьма серьезных время- и трудо- затрат. Более того, уже под конец своего существования он стал превращаться в совершенно непрофильное заведение (обычный офис на несколько компаний), и оказался практически полностью невостребованным целевой аудиторией.

Мое резюме: данное направление не приживется в нашей стране в первичном формате, в связи с менталитетом целевой группы.

Где-то видел писали, что «Вулык» якобы был продан. Отнюдь. Помещение было освобождено, договор аренды досрочно расторгнут, мебель и техника была эвакуирована.

Мы искренне надеемся, что проект останется в памяти тех людей, которым удалось нас посетить и какое то время побыть пользователями offline версии сетевого сообщества.

New Level:

Причиной закрытия явилась нерентабельность коворкинга в той форме, в которой его создал я.

Дело в том, что аренда в Питере очень дорогая (гораздо дороже, чем в Екатеринбурге, к примеру) ? это всегда накладывает немаленькое ценовое ограничение снизу, а фрилансеры везде зарабатывают более-менее одинаково (так как работаю удаленно). Но помимо этой проблемы, более важна проблема психологическая: как показал мой опыт, очень немногие готовы платить за рабочее место в офисе (по крайней мере, сейчас). Потому и закрылись ? я решил дальше не работать в убыток; мы так и не смогли выйти на точку безубыточности. В частности это связано с большой площадью офиса, но на меньших получалось, что изначальные вложения будут окупаться 4-5 лет, а для коворкинга это, я полагаю, предельный срок.

В общем, если бы мой коворкинг-центр имел площадь порядка 50-70 квадратных метров, я бы еще по бодался, но тогда это оказывалось совсем невыгодно (прибыль порядка 5-10 тысяч рублей в месяц очень нескоро бы окупила стартовые расходы).

А организационные вопросы, напротив, оказались очень любопытными, узнал много нового :).

Понятно, что одной из основных проблем является окупаемость проектов, финансовая составляющая. А что на это может ответить Алексей Глазков, один из самых активных идеологов коворкинг движения? Давайте послушаем его комментарии.

Алексей Глазков:
А я просто скажу. Все оправдания, типа «аренда дорогая», еще что-то —
пизд*ж. Страшный и полный пизд*ж. В Екатеринбурге не дешевле и не
проще. Тот факт, что мы нашли такое отличное место всего за 400р/м. —
это заслуга партнера моего, а вовсе не городской мэрии. У нас в
среднем по городу — от 1100 р/м.

Кроме того, вбухать сразу миллион, снять большое помещение, обставить
по суперпервому классу, а потом пытаться по-быстрому его отбить — это
такой маразм, что я даже не знаю, что сказать. А исследования рынка
что, дураки придумали? Ну надо же, наверное, сначала как-то прикинуть
потребность, оценить спрос, потенциал рынка… Потом провести
эксперимент в одном месте, в другом… И уже если пойдет —
развиваться.

А не так, что рубанул сплеча, а потом недоволен: мол, рынок плохой, а
всем вокруг просто везет. Не везет. Просто думать надо.

А еще я говорил, говорю и буду говорить: коворкинг — это НЕ БИЗНЕС.
Даже не надо пытаться зарабатывать на своих коворкерах, фрилансерах и
других ребятах, пытаясь взять с них не только за помещение, но и себе
еще копеечку. Зарабатывать можно на другом… или на других. Но не
надо думать, что люди дураки и так вот запросто позволят на себе
наживаться. Эти деньги надо отработать.

У меня вопрос: а что сделали те, кто сдох, для своих людей? Они
покупали продукты каждый день, чтобы в холодильнике всегда было что
поесть? Старались разнообразить офис, чтобы в нем было интересно и
уютно? Спрашивали коворкеров об их проблемах, не связанных с
коворкингом? Старались помогать им — просто так, просто, чтобы у
человека все получалось? Доверяли им, в конце концов?

Нет, конечно. Вместо этого они сняли обычный офис, обставили его
обычными столами, выдумали администратора на входе, пропускной режим и
личные сейфовые ячейки. И стали брать за это процент себе в карман.
Типа, «бизнес».

OfficeShare, А как дела в «Башне»? Приносит ли Башня прибыль?

Алексей Глазков: Нет, не приносит. И не принесет.

OfficeShare, Каким должен быть коворкинг проект в Москве и Санкт-Петербурге? Бюджетным? На малой площади? С минимумом излишеств?

Алексей Глазков: Человечным, в первую очередь. Пусть каждый, кто захочет создать свой
коворкинг-офис, сначала прочитает статью в Нью-Йорк Таймс, затем посетит сайт The Hat Factory, посмотрит там фотографии, потом переварит все это — и тогда уже начинает.

OfficeShare, Строить на базе коммюнити? Типа Jelly?

Алексей Глазков: Да. Если голова не варит — пусть копируют Джели. Один в один.
Потом уже, когда все заработает — экспериментируют.

Алексей Глазков:
Хочу еще добавить: не подумайте, что я так ненавижу всех, кто пытается создать свой коворкинг-офис. Я безумно рад, что находятся люди, которые хотят сделать что-то хорошее, и всячески готов и содействовать им, и рекламировать, и поддерживать. Но многие из них не понимают, что делают, а некоторые осознанно хотят срубить быстрые бабки — и безвозвратно портят представление о коворкинге в своих городах, в своей среде. И я очень не хочу, чтобы подобные их творениям «коворкинг-офисы» появлялись снова и снова. Это вредит всем.

Теги: , | Категории: Статьи о коворкинге

Подписаться на комментарии

Комментариев 15 to “Почему закрываются коворкинг офисы?”

  1. Tod:

    Что и требовалось доказать. Полностью разделяю мыли последнего автора, который правильно подчеркнул одну важную деталь — «коворкинг — это НЕ БИЗНЕС». 95% того, что организовано — это типа «дружелюбных офис», если можно так выразиться: снимается площадь, приспосабливается для работы, добавляется немного уюта и вуаля «добро пожаловать», но этого недостаточно.

  2. Давно изучаю эту тему и поддерживаю Алексея Глазкова во мнении за чистоту идеи коворкинга…Даже если просто тупо перевести с английского то будет понятно что это не просто общага деловых людей но и этакий коллективный мозговой штурм…Кстати читая коменты «Коворкинг это не бизнес….» хотелось продолжить …а образ жизни.
    Кстати как вам идея добавить в подобном центре пару тройку номеров для проживания, для тех кто приехал в гости из другого города или страны??

    • Идея насчет номеров хороша. Но опять встает вопрос рентабельности. Если рентабельность не волнует, то номера это хорошо и полезно.

  3. И надо непременно отдать должное организаторам Вулыка и New Level, они одни из первопроходцев, очень активные и предприимчивые люди. Если они где-то ошиблись в расчетах, это в общем то нормально.

  4. Если можно уточните ссылки алексей, на статью, на сайт который (где счас паркед)…

  5. Ya iz Sandbox Suites v San Francisco. Probudu v Moskve s 29 maya po 17 iyunya. Bylo by zdorovo vstreti’sya so sdeshnimi nachinatelyami — mojet smogu chem-to pomoch’.

  6. Дмитрий:

    Несогласен. коворкинг это такой же бизнес как и бизнес-центры. Очень хорошо что люди пытаются получить от него доход.

  7. Всем Дрям!!
    Я являюсь непосредственным участником и наблюдателем жизнедеятельности коворкинг-центра в Питере. Бизнес начал свое существование в мае месяце 2009 года.
    Объект: небольшой офис на Невском проспекте.

    Сейчас 17.09.09: функционируют 4 офиса (невский проспект): 3 -эконом класса и 1 класса В+.
    Потенциальные клиенты обрывают телефоны.
    Вообщем все пучком.

    Так, что работы не в проворот. От вас нужно только желание и хорошая работоспособность=)Всем удачи!

    п.с.
    + коворкинга
    эффект синергии действительно работает
    — коворкинга
    большая текучесть клиентов и российский менталитет

    • Полина:

      Альбина, а как можно с Вами связаться? Я пишу статью про коворкинг (сижу в Москве). Интересует Ваше мнение о плюсах и минусах такого сосуществования. аська 485-751-485

  8. Dims:

    Мне кажется, они просто не предлагают необходимого сервиса, поэтому и спрос на их услуги низкий, потому и рентабельность низкая.

    Посмотрите, что они предлагают в первую очередь? Атмосферу! Это же несерьёзно!

    Услуга элементарно не продумана. Вот что нужно фрилансеру?

    Компьютер! На ноуте работать неудобно, большой экран лучше. Его что, с собой носить? Если его оставлять в центре, то не сопрут ли? А если не сопрут физичеки, то не скачают ли информацию? Предлагает ли коворкинг центр какие-то способы решения этой проблемы? Нет. Ну вот и не идут к ним. Неужели они думают, что к ним попрутся за «атмосферой»?

  9. Собираемся открыть коворкинг-офис в Москве. Вначале хотели снять 150 квадратов на 35 человек, теперь вот задумались…
    Но изначально все уже продумали и атмосферу и комфортабельность работы и тд и тп.
    Чтобы не сперли технику — есть охрана (2ой пропускной режим), чтобы информацию — есть тумбочка с ключиком, свежие фрукты два раза в неделю, кофемашина, через дверь — кафе-бар с бизнес-ланчем за 150руб. Бесплатный проезд от метро до офиса. Все плюшки о которых только можно мечтать… Особенно сам офис с 5ти метровыми окнами и вторым ярусом… эх…все мечты пообломали…

    • Михаил:

      Почему обломали, указали на слабые моменты. Тоже хочу открыть, главное правили подобрать помещение, а они у меня есть))

  10. Вообще идея коворкинга, с одной стороны, интересная, а с другой, ИМХО — не жизнеспособна. Ибо фри-лансер (вебмастер) он изначально ФРИ. Т.е. он свободен — от начальства, офиса, графика. Т.е. если человек хочет работать в офисе — он работает. Не хочет — он идет во фриланс. Если у него есть способности организатора, и он чувствует потребность в расширении и найме сотрудников — он снимает офис и нанимает людей. Но это уже не коворкинг. И не фрилансер. А коворкинг… Это как смешать воду с маслом, все равно расслоится. Они не смешиваются. Или фрилансер — или офис. Мне кажется, так.

  11. Наталья:

    С идеей работы в общем рабочем пространстве дружу давно. Теперь вот узнала название своих мыслей. Основное препятствие в осуществлении идеи вижу в отсутствии законодательной базы на защиту бизнес-информации. Проще говоря, сразу думаешь что информацию или идею банально сопрут, или , не дай бог, клиента уведут. И ведь даже в суд не пойдешь- нет у нас такой практики.

  12. Светлой: а я, например, и не вижу фрилансеров в роли коворкеров. Я вижу в основном агентский бизнес, где к агенту приходит клиент — это туризм, театральные билеты, размещение объявлений и т.п. Это, кстати, и ответ Наталье — в данных бизнесах никакой секретной информации в офисе нет (есть бизнес-идеи только в продвижении, а в офисе это не видно). И, разумеется, в одном помещении должны быть разные бизнесы — это надо сделать правилом. А кофе-машины, холодильники и обеды важны, но это уже вторично. Сейчас как раз занимаюсь организацией КО в Одессе на Греческой пл. и в начале Фонтана.

Оставь свой комментарий!